Гипертекст- технология на базе средств обработки
больших, глубоко вложенных, структурированных, связанных семантически,
понятийно текстов, информации, которые организованы в виде фрагментов (текста),
относящихся к одной и той же системе объектов, расположенных в вершинах
некоторой сети и выделяемых обычно цветом. Они позволяют при машинной
реализации быстро, нажатием нескольких клавиш, вызывать и помещать в нужное
место просматриваемого или организуемого нового текста нужные фрагменты
гипертекста, "привязанные" к выделенным по цвету ключевым словам или
словосочетаниям[1].
Гипертекстовая технология позволяет определять, выбирать вариант актуализации
информации гипертекста в зависимости от информационных потребностей
пользователя и его возможностей, уровня подготовки. При работе с гипертекстовой
системой, пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы
текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно,
как это принято при чтении книг. Достигается это путем создания специального
механизма связи различных страниц текста при помощи гипертекстовых ссылок.
В настоящее время наибольшее распространение гипертекст как принцип
интерактивной обучающей среды получил при создании электронных обучающих
средств. Представление учебного материала в гипертекстовой форме существенно
изменяет структуру и расширяет возможности электронного текста.
С развитием компьютерных средств мультимедиа гипертекст начал превращаться в
более наглядную информационную форму, получившую название
"гипермедиа", т.е. структура, содержащая текст, аудио - и
видеофрагменты, соединенные ссылками в соответствии с логикой сюжета.
Технология гипермедиа позволяет с помощью программного обеспечения и технологических
средств объединить на компьютере гипертекст, графические (статические)
изображения, анимационные фрагменты, аудио- и видеозаписи.
Информация, идущая от разных объектов, должна быть согласованной, чтобы ее
воздействие не ослабляло, а усиливало восприятие. Текст, сопровождаемый
рисунком, воспринимается лучше, образ, составленный путем наложения фонового
изображения, динамического объекта, анимации, звукового и речевого
сопровождения способен проявить синергический взаимоусиливающий эффект при его
восприятии.
Итак, основная идея гипертекстовых систем заключается в концепции автоматически
поддерживаемых связей между различными фрагментами информации (информационными
единицами). Поддержка таких связей позволяет организовывать
"нелинейные" информационные структуры.
В качестве гиперссылок в электронном тексте могут выступать:
· ссылки на словарь терминов и
понятий (выделение ключевых слов в тексте);
· ссылки на персоналии
(портреты и краткие биографические сведения);
· ссылки на статические
иллюстрации (изобразительные и условно-графические, в т.ч. схемы, таблицы и
т.д.);
· ссылки на мультимедийные
элементы (анимации, аудио- и видеофрагменты);
· ссылки на хрестоматийный или
дополнительный материалы;
· ссылки на структурные
элементы текста (оглавление, номер темы, пункт и подпункт, список вопросов для
закрепления и устных развернутых ответов и др.);
· ссылки на список монографий,
учебной и научной литературы (приводится в конце темы или всего курса);
· ссылки на список организаций;
· ссылки на список исторических
событий или дат (хронологический указатель);
· ссылки на список
географических названий;
· ссылки на Интернет-ресурсы
(образовательные сайты, электронные библиотеки, мультимедийные приложения и
др.).
При создании гипертекста автор должен выделить гиперссылки из общей массы
текста. Для этого можно использовать следующие приемы:
· изменение цвета ссылки относительно общего цвета
текста;
· изменением начертания шрифта (например, общий шрифт
для всего документа Times New Roman, гиперссылка выделяется шрифтом Arial);
· увеличение или уменьшение размера шрифта;
· выделить подчеркиванием, курсивом или жирным шрифтом;
· различные комбинации вышеперечисленных способов.
В разнообразных текстовых редакторах и программах при создании html-страниц
гиперссылки выделяются различными способами. Например, в редакторе MS Word
ссылки автоматически выделяются синим цветом и подчеркиваются.
1.2 История развития гипертекста
Сама идея, была введена В.Бушем (Vannevar Bush) в 1945 году в предложениях по
созданию электромеханической информационной системы Memex. Несмотря на то, что
Буш был советником по науке президента Рузвельта, идея не была реализована.
Термин гипертекст был введен в обращение Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1965 г.
для описания документов (например, представляемых компьютером), которые
выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре
традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин "гипермедиа"
близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых
компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео.
В 1968 году изобретатель манипулятора "мышь" Д.Енжильбард (Doug Engelbart)
продемонстрировал работу с системой, имеющей типичный гипертекстовый интерфейс,
и, что интересно, проведена эта демонстрация была с использованием системы
телекоммуникаций. Однако внятно описать свою систему он не смог. В 1975 году
идея гипертекста нашла воплощение в информационной системе внутреннего
распорядка атомного авианосца "Карл Винстон", которая получила
название ZOG. В коммерческом варианте система известна как KMS. Работы в этом
направлении продолжались и, время от времени, появлялись реализации типа
HyperCard фирмы Apple или HyperNode фирмы Xerox. В 1987 была проведена первая
специализированная конференция Hypertext'87, материалам которой был посвящен
специальный выпуск журнала "Communication ACM"[2].
Простой, на первый взгляд, механизм построения ссылок оказывается довольно
сложной задачей, т.к. можно построить статические ссылки, динамические ссылки,
ассоциированные с документом в целом или только с отдельными его частями, т.е.
контекстные ссылки. Дальнейшее развитие этого подхода приводит к расширению
понятия гипертекста за счет других информационных ресурсов, включая графику,
аудио- и видео-информацию, до понятия гипермедиа.
К 1989 году гипертекст представлял новую, многообещающую технологию, которая
имела относительно большое число реализаций с одной стороны, а с другой стороны
делались попытки построить формальные модели гипертекстовых систем, которые
носили скорее описательный характер и были навеяны успехом реляционного подхода
описания данных.
Идея Т.Бернерс-Ли заключалась в том, чтобы применить гипертекстовую модель к
информационным ресурсам, распределенным в сети, и сделать это максимально
простым способом. Он заложил три краеугольных камня системы из четырех
существующих ныне, разработав:
· язык гипертекстовой разметки документов HTML
(HyperText Markup Lan-guage);
· универсальный способ адресации ресурсов в сети URL
(Universal Resource Locator);
· протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP
(HyperText Transfer Protocol).
Позже команда NCSA добавила к этим трем компонентам четвертый:
· универсальный интерфейс шлюзов CGI
(Common Gateway Interface).
Идея HTML - пример чрезвычайно удачного решения проблемы построения
гипертекстовой системы при помощи специального средства управления
отображением. На разработку языка гипертекстовой разметки существенное влияние
оказали два фактора: исследования в области интерфейсов гипертекстовых систем и
желание обеспечить простой и быстрый способ создания гипертекстовой базы
данных, распределенной на сети.